В большинстве случаев они относятся к пошлинным (или фискальным) маркам, поскольку подтверждают оплату различных консульских услуг (прежде всего плату за визы), не имеющих ничего общего с услугами почты, а тем самым н с филателией. Однако случалось, что в связи с различными политическими событиями или военными действиями консульства использовали эти марки и в почтовых целях. Об этом мы уже писали в разделе, посвященном авиационным маркам (советские авиамарки консульской почты).

В качестве другого примера можно упомянуть марки французского консульства в Иерусалиме. В 1948 году вследствие политических событий на Ближнем Востоке на короткий срок возникли затруднения с почтовой связью. Тогда французское консульство организовало собственную почтовую точку. Для оплаты отправлений использовались французские консульские марки со специальной надпечаткой.

Может также случиться, что кто-либо встретится с марками Колумбии, выпущенными в 1921 — 1928 гг. для авиационной почты. На этих марках с изображением самолета, пролетающего над горами или городами, имеется надпись: «Servicio Postal Aereo de Colombia» («Почтовая авиационная служба Колумбии») и «S.C.A.D.T.A.» или «Servicio de Transportes Aereos en Colombia» («Служба авиационных перевозок в Колумбии»), а также «S.C.A.D.Т.А.». Кроме того, на них сделаны надпечатки разных литер-инициалов.

На первый взгляд ясно — эти марки служили оплате отправлений, перевозимых самолетами авиационной компании «SCADTA» («Societe Colombo-Allemande de Transports Aeriens» — «Колумбийско-германское общество авиационных перевозок»). Но откуда же взялись инициалы?

Оказывается, эти выпуски чрезвычайно интересны тем, что марки продавались колумбийскими консульствами в разных странах. В то время почтовые отправления, скажем, из Франции в Колумбию перевозились морским путем. Однако для дальнейшей доставки письма в Колумбии авиационной почтой нужно было заранее наклеивать на него знак дополнительной оплаты в марках, продававшихся консульствами.

Каждое консульство на территории определенной страны использовало марки, надпечатывая соответствующие инициалы. Именно таким образом в 1921 году появились марки с ручными надпечатками: «А» (двух видов) — Германия, «Е» — Испания, «E.U.» — Соединенные Штаты, «F» — Франция, «G.В» — Англия, «Н» — Голландия, «I» — Италия, «Р» — Панама, «S» — Швейцария, «V» — Венесуэла.

Эти марки встречаются с надпечатками, сделанными красками разного цвета; они являются интересным материалом для специализированных коллекций.

В 1923 году колумбийская почта выпустила новые авиационные марки на бумаге с водяным знаком: некоторое их количество вышло с машинной надпечаткой инициалов. Серия увеличилась на несколько букв: «B» — Бельгия, «D» — Дания, «Su» — Швеция. Через некоторое время пришлось вернуться к ручным надпечаткам: добавились и новые инициалы: «А — U» — для консульств в Афганистане и Уругвае) «Во» — Боливия, «Вг» — Бразилия, «СА» — Канада, «СН» — Чили, «C.R.» — Коста-Рика, «С» — Куба, «DE» — Дания, «РЕ» — Перу. Таким образом, на марках для одних и тех же консульств встречаются ручные и машинные надпечатки с литерами разных шрифтов.

Легко можно себе представить, сколь редкими стали эти марки в эпоху моды на авиационную тематику. Сегодня их очень трудно найти. Иногда они появляются на международных филателистических аукционах

X